Сканер для фотопленки - scanfilm.ru

Обзор Zeiss 50mm 1.5 ZM C Sonnar

Мне потребовалось много времени, чтобы наконец решиться на покупку Zeiss ZM 50mm Sonnar. Я помню, что много раз мышка зависала над кнопкой КУПИТЬ СЕЙЧАС. И постоянно, в последнюю минуту я передумывал. Совсем недавно я решил, что достаточно, и собрался закончить этот цикл нерешительности, и просто попробовать этот объектив. И вы знаете, что мое единственное сожаление сейчас, почему я не купил его раньше.

«Carl Zeiss C Sonnar T * 1,5 / 50 ZM», если называть его по имени, или «50mm C Sonnar», как я буду называть его на протяжении всего этого обзора, является несколько загадочным объективом… или, по крайней мере, это неоднозначный объектив. Насколько мне известно, на рынке очень мало чего-то подобного. Это современный объектив, с современным просветленным стеклом, но его оптическая формула тесно связана со схемой Sonnar начала 1930-х годов. Есть много объективов, которые носят имя Sonnar, мой Contax T3 имеет 35mm 2.8 Sonnar, и даже мой Sony A7s проводит большую часть своего времени, работая с Sony Zeiss 55mm f1.8 Sonnar. Оба этих объектива превосходны сами по себе и, имеют довольно мало недостатков. С другой стороны, Zeiss ZM 50mm C Sonnar не так безупречен.

Я не претендую на то, чтобы быть экспертом в области оптических формул, и на самом деле я не нахожу все это интересным предметом (вероятно, потому что я не понимаю большую часть из всего этого). Маленький объектив на Contax объективно очень хорош, отчасти я предполагаю, потому что это всего f/2.8. Zeiss сделала для Sony 55mm f1.8 — технически потрясающий объектив, но чтобы сделать его таким потрясающим объективом, ему были нужны 3 асферические линзы, а схему Sonnar нужно было развернуть наоборот.

Конечно, маленький Zeiss 50mm C Sonnar не наделен всеми этими асферическими элементами, и у него нет современных причудливых, плавающих элементов, как у некоторых из его современных светосильных 50-миллиметровых аналогов. На самом деле, как уже упоминалось, его схема больше похожа на простой, старомодный Sonnar. И все же, несмотря на это, как и некоторые из его пожилых родственников 1930-х годов, он имеет максимальную диафрагму f/1.5. Результатом этого является то, что многие считают его испорченным объективом. Объектив, как скажут некоторые, из-за его старой оптической схемы, довольно прост в использовании в полевых условиях, но может довольно легко привести к изображениям, которые являются нерезкими или испорченными какими-либо другими причинами, по сравнению с фотографиями других, более современных объективов.

Но как известно оптическое совершенство не обязательно является условием для хорошей фотографии. На самом деле, более важным является гармоничный баланс между всеми элементами на снимке.

И поэтому более важным с точки зрения выбора объектива является то, насколько выбранный объектив подходит для предмета фотосъемки и желаемого конечного результата.

Что говорят Zeiss о ZM 50mm C Sonnar

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5

Что интересно в 50mm C Sonnar, так это то, что если читать между строк – вышесказанное почти точно соответствует утверждению Zeiss об этом. Zeiss утверждает, что ZM 50mm C Sonnar на самом деле, не идеален для всех типов съемки. Они утверждают, что его можно считать более подходящим для портретов или для объектов, где боке, малая глубина резкости и, возможно, передача атмосферы являются более важными целями, чем техническое совершенство. Они также говорят, что если вы ищете техническое совершенство, их ZM f/2 50mm Planar, более лучший выбор.

Это все, конечно, отражается в хоре пользователей и тестеров объектива. Поищите в Интернете, и вы не найдете конца сторонников и недоброжелателей, которые все говорят почти одно и то же о 50mm C Sonnar, все они окутаны различными личными предпочтениями. Проблема в том, что только избранные из этих предпочтений имеют достаточный контекст, чтобы извлечь основу для мнения. Все это, может довольно легко сделать идею покупки этого объектива, довольно сложной.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru

Моя собственная нерешительность по поводу Zeiss ZM 50mm C Sonnar

Проблема, с которой я столкнулся, пытаясь решить, покупать или нет этот объектив, была нытьем в моей голове, которое я слишком хорошо знаю, как дебаты между двумя половинками моего мозга. Одна половинка – творческая – признает вышеупомянутую идею о том, что идеальная фотография не обязательно получается с помощью идеального объектива. В то время как другая половинка – расчетливая, более обоснованная и привередливая – утверждает, что лучше иметь объектив, который ближе к идеалу, поскольку он с меньшей вероятностью вызовет недостатки на фотографии. В этом случае этот аргумент был настолько настойчивым, что он не позволил мне раскошелиться на Zeiss ZM 50mm C Sonnar около 2 лет. Чтобы быть справедливым к мозгу, хотя он и довольно часто оказывается неправильным или вводит в заблуждение, в этом случае аргументы, которые привередливая сторона делала в противовес покупке – по крайней мере, на первый взгляд – казались вполне обоснованными. Первая проблема или возможно, самый очевидный вопрос, заключается в том, нужен ли мне такой светосильный 50мм объектив?

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M3 and Portra 400

Нужен ли быстрый 50 мм?

Моим предыдущим, повседневным 50 мм был Leica 50mm Summicron, объектив f/2, картинкой которого я был доволен и который, как я обнаружил, не ограничивал меня. Проблема заключалась в том, что были редкие, но тем не менее, значительные случаи, когда я понимал, что Summicron был недостаточно светосильным. Чтобы исправить это, в прошлом году я купил объектив 50mm f / 1.1 Voigtlander. По моему мнению, Voigtlander — отличный объектив для работы со слабым освещением, и поэтому он стал отличным партнером Summicron на неполный рабочий день. Проблема была в том, что он массивный, поэтому после того, как чувство новизны от этого объектива исчезло, я устал его носить. Я предпочитаю, чтобы мои камеры и объективы были как можно меньше!

Один объектив

Кроме того, я считаю, что это довольно странно иметь дополнительный объектив для тех редких случаев, когда мне нужна дополнительная светосила. Гораздо проще иметь только один объектив, который подходит для более широкого спектра целей.

По выводам из этих двух мыслей я в конце концов пришел к выводу, что один меньший, но более светосильный объектив был бы решением. К сожалению, к тому времени, когда я пришел к этому выводу, я слишком много прочитал про Sonnar. В частности, отчеты о сдвиге фокуса, заявленной “нерезкости” и минимальном расстоянии фокусировки 0,9 м. Из-за этих факторов ZM 50mm C Sonnar просто не мог быть правильный выбором. Отзывы про него читаются, как будто это объектив, действительно подходящий для людей, ищущих только очень специфический вид. Кроме того, я также думал о Leica Summilux и Voigtlander 50mm 1.5, хотя ни один из них не вдохновил меня на покупку. Дополнительные инвестиции в lux и размер Voigtlander отпугнули меня, не говоря уже о том, что каждый раз, когда я думал о покупке любого светосильного полтинника, 50mm C Sonnar возвращался в мою голову с этим большим жирным “может быть”, висящим над ним. В ответ на все это, идущее по кругу, на некоторое время я просто застрял с Summicron. Конечно, в конце концов я купил ZM 50mm C Sonnar. Почти забавно, оглядываясь назад, на то, что сдвинуло баланс и заставило меня купить его. Это на самом деле не было внешним видом изображений. Я был очарован характером этого объектива, но в большей степени покупка в него на самом деле казалась азартной игрой, больше чем либо еще.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5

Использование и размер

Согласно Zeiss, “C” в «Carl Zeiss C Sonnar T * 1,5 / 50 ZM» означает как «компактный», так и “классический”. Старый дизайн объектива, о котором я упоминал, и все черты характера, о которых я расскажу в этом обзоре, без сомнения, являются тем, что они подразумевают под словом “классический”. Слово “компактный”, конечно, гораздо проще понять, и определить его Zeiss безусловно сумел. Я должен сказать, что это особенно заметно для кого-то вроде меня, у которого предыдущий светосильный объектив 50 мм был Voigtlander 50mm f / 1.1. По своей спецификации 50mm C Sonnar действительно крошечный объектив, и к его размеру я не могу придраться.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru

Фокусировка

К сожалению это немного разочаровывает меня, я не самый большой поклонник  подобной фокусировки. Для меня ручка фокусировки должна быть правильной формы, чем-то что можно удержать или схватить. Как правило, я предпочитаю, чтобы объектив имел ручку фокусировки, а не нет. В случае 50mm C Sonnar, я думаю, что предпочел бы, чтобы у него вообще ничего не было. Здесь она мало эффективна, и иногда кажется, что он больше мешает, чем помогает.

Я знаю, что все говорят одно и тоже про объективы Carl Zeiss.“Отлично, но не так гладко, как Leica” — это я читал больше раз, чем могу сосчитать, и я полагаю, что это правда, но мне было трудно заметить или позаботиться о какой-либо разнице между ним и объективом Leica при его использовании. Щелчки и клики диафрагмы прекрасны. Шаг диафрагмы имеет три клика на каждый шаг, что я полагаю полезно, хотя лично я не склонен использовать свои камеры таким образом, чтобы извлечь выгоду из такого точного контроля экспозиции.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru

Минимальное фокусное расстояние 0,9 м

Конечно, сложность фокусировки (как говорили мне) — не единственный недостаток фокусировки с 50mm C Sonnar. Еще одной проблемой, которую я обдумывал до покупки, было минимальное расстояние фокусировки 0,9 м. Одним из самых больших “недостатков” 35-миллиметрового дальномера является минимальное расстояние фокусировки 0,7. С 0.7m я иногда расстраиваюсь, что не могу подобраться достаточно близко, поэтому я был более чем обеспокоен тем, что 0.9m будет слишком далеко. Теперь, когда у меня есть этот объектив, я могу подтвердить, что действительно иногда нахожу это раздражающим. Но на самом деле, это действительно не так важно, как я думал.

Одна из интересных особенностей дальномеров заключается в том, что они накладывают на вас ограничения. Для тех, кто ими не снимает, это одна из их слабостей. Некоторые люди просто не могут понять, почему мы, фанаты дальномеров, любим усложнять нашу жизнь. Конечно, реальность такова, что многие из нас преуспевают в простоте и ограниченности. Моя основная камера теперь не была бы Leica M-A, если бы я этого не сделал.

Минимальное расстояние фокусировки 0,9 м становится еще одним ограничением для работы. И на самом деле это в какой-то степени заставило меня оценить назначение объектива 50 мм. Съемка портрета на 0,9 м заставляет вас больше думать о контексте, при кадрировании людей. Вы не можете просто установить рамку и рассматривать этот объектив как портретный объектив, вы должны снимать контекст. И на самом деле это то, что подходит этому объективу больше всего. Он делает такую хорошую работу по захвату атмосферы, что стыдно не воспользоваться этим. Тем не менее, как вы обнаружите позже в этом посте, я использовал его в качестве портретного объектива. На самом деле, я просто немного хитрил. Так как я не тот, кто переживает о конечном разрешении, то на самом деле я использовал 75 мм рамку кадрирования для портретов, а затем кадрировал картинку в постобработке. Это полностью меня устраивает, если у меня нет под рукой 90 мм, или просто хочу получить рисунок Sonnar.

В конечном счете, я могу определенно сказать, что теперь, используя этот объектив некоторое время, и владея только одним маленьким объективом – даже с ограничением фокусировки 0,9 м, которое он накладывает – это определенно для меня. Конечно, с этим объективом происходит сдвиг фокуса и целый ряд черт характера, которые все вместе ощущались как азартная игра … Итак, вопрос, на который, я полагаю, вы захотите узнать ответ, заключается в том, окупилась ли эта авантюра?

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h

Сдвиг фокуса

Если вы потратили какое-то время на чтение о focus shift у Zeiss ZM 50mm C Sonnar, вы знаете, что там много запутанной, а иногда и противоречивой информации. Мне жаль говорить, но я собираюсь согласиться с этим. Хотя, надеюсь, я смогу пролить немного света на реальность всего этого.

Еще в марте я отправился на выставку фотографий в NEC в Бирмингеме. Поскольку я нахожу большую часть этого шоу довольно скучной, справедливо сказать, что одна из единственных причин, по которой я пошел туда на этот раз, заключалась в том, чтобы побеспокоить людей на стенде Zeiss. Было несколько вещей, которые я хотел спросить их, но одна вещь, которую я действительно хотел узнать, это то, как именно 50mm C Sonnar калибруется, когда он покидает завод. Но, прежде чем я расскажу вам, что они мне сказали, позвольте мне просто объяснить предысторию вопроса.

Сдвиг фокуса и Zeiss ZM 50mm Sonnar

Как уже упоминалось, sonnar основан на очень старой оптической схеме, которая по своей сути страдает от смещения фокуса. Он также особенно восприимчив к этому из-за широкой диафрагмы f/1.5. Что это означает для 50mm C Sonnar, так это не только то, что он страдает от смещения фокуса, но и в мире, где современные схемы объективов с плавающими элементами и т. д, которые преобладают над этими старыми схемами, его репутация смещения фокуса, кажется, идет впереди любого разговора про этот объектив.

Что такое сдвиг фокуса?

Короче говоря, сдвиг фокуса — это когда точка фокусировки перемещается назад или вперед при изменении диафрагмы объектива. Это не имеет большого значения для камер, где вы можете подтвердить фокусировку через объектив (все беззеркалки), но на дальномерных камерах это означает, что расстояние, которое находится в фокусе, может не обязательно соответствовать тому на, что указывает дальномер, как находящееся в фокусе.

Это может звучать как катастрофа, но все, что это действительно означает, так это то, что объективы, которые страдают от смещения фокуса, откалиброваны для идеальной фокусировки на расстоянии и диафрагме, которые дают лучший компромисс на всех сфокусированных расстояниях и диафрагмах. К сожалению, там, где сделан компромисс, “совершенство” в схеме объектива может быть потеряно.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M3 and Portra 400

Простой вопрос, много ответов

Причина, по которой я хотел задать Zeiss этот вопрос, заключается в том, что если вы проводите время, в Интернете в поиске ответа на то, как калибруется объектив, вопрос становится все более и более запутанным. Некоторые веб-сайты похоже говорят, что стандартная, заводская калибровка 50mm C Sonnar дает точную фокусировку при f/2.8 на 1 метре – многие из этих утверждений подкреплены тестовыми диаграммами. Это означает, при более широких диафрагмах вплоть до f/1.5 фокус сдвигается вперед, а при меньших диафрагмах — назад. Итак, вот и ответ, в чем проблема?

Все запутывается в том, что некоторые веб-сайты утверждают, что стандартная заводская калибровка теперь изменилась с точной фокусировки на f/2.8 на 1 метр на точную фокусировку на f/1.5 на 1 метр. Это может решить проблему сдвига фокуса вперед, но создает еще большую проблему со сдвигом фокусировки назад, как минимум пока вы не доберетесь до f/8.

Теоретически это означает, что более ранние объективы калибруются на f/2.8, а более поздние на f/1.5. Проблема в том, что очень трудно найти ссылку на то, что Zeiss говорит об этом, поэтому я хотел спросить их напрямую. Вся эта информация в Интернете привела меня в такое замешательство, что я даже не мог себе представить, выложить деньги на этот объектив. Я хотел получить прямой ответ прямо из уст так сказать… И знаете, что информация, которую они мне дали, снова отличалась.

Что сказал мне Zeiss

Я спросил первого человека, которого встретил на стенде Zeiss на выставке фотографий, но к сожалению его опыт был больше о причудливых объективах Sony mount “Loxia”. Не имея ответов, которые я требовал, она исчезла за кулисами и вернулась с хорошим парнем с немецким акцентом, чтобы он поговорил со мной. То, что этот парень сказал мне, и Zeiss подтвердил мне это по электронной почте через день, суммируется следующим:

Фабричная регулировка 50mm C Sonnar в сочетании с идеально отрегулированным дальномером камеры покажет около 1,5 см сдвига фокуса вперед на расстоянии фокусировки f/1.5 и 1 м, идеальный фокус на расстоянии фокусировки f/2 и 1м и около 2-3 см сдвига фокуса назад на f/2.8 и 1м фокусировки.

Он сказал, что Zeiss нашел эту настройку лучшим компромиссом для этого типа объектива почти для всех типичных применений. Он также сказал, что объектив можно настроить так, как вам нравится, но нужны индивидуальные тесты в типичных условиях с определенным корпусом камеры, которые необходимы до принятия каких-либо решений о калибровке объектива.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h

Немного ясности ...?

Я лично чувствовал, что это дало мне немного ясности по этому вопросу. Я полагаю, поскольку ответ, который я получил от Zeiss, не коррелировал с тем, что я читал в Интернете, он мог восприниматься как добавление пламени к огню путаницы. Но для меня, потому что он пришел от Zeiss напрямую, а не с третьей стороны, это дало ощущение знания чего-то, надеюсь, более близкого к истине, и не созданного на слухах.

Проблема заключалась в том, что я все еще оставался немного неуверенным в том, что на самом деле нужно вложить в него свои деньги. Я понял, что хоть теперь я знаю эту информацию – даже без расхождения между различными источниками, играющими в моем уме, – я все еще не знал точно, насколько этот сдвиг фокуса повлияет на мою фотографию. В дополнение к этому, когда я читал о субъективных мыслях людей о “проблеме” сдвига фокуса, это были отчеты и обзоры, дающие советы о том, как жить со сдвигом фокуса и как обойти проблемы, которые он вызывает. Вся эта информация все еще укладывается в объектив, который выглядит так, как будто он делает превосходные фотографии, но звучит так, как будто для достижения указанной превосходной фотографии, нужно приложить титанические усилия. Конечно, в конце концов мне надоело размышлять, и в основном благодаря хорошему, немецкому человеку из Zeiss я все таки его купил!

Сдвиг фокуса в реальной жизни

Как и следовало ожидать, ничто не может компенсировать реальный, практический опыт работы с этим объективом. Теперь, имея практический опыт, я могу сказать вам две вещи, которые я обнаружил.

1. Когда я тестирую его, я вижу сдвиг фокуса

У меня нет цифрового дальномера, у меня нет тестовых диаграмм или какого-либо специального испытательного оборудования… Но если я ставлю 50mm C Sonnar на свой Sony A7s и направляю его на клавиатуру компьютера на расстоянии около метра, и фокусируясь на одной из клавиш, установив f/2, больше или меньше, я смогу увидеть, как точка фокусировки переместится либо на клавишу позади, либо на клавишу спереди соответственно. Этот сдвиг был намного больше, чем я думал.

Когда я впервые провел этот тест, я решил включить фотографии в этот обзор. Но потом я вспомнил одно гораздо более важное открытие, которое я сделал до проведения своих тестов.

2. Когда я использую объектив, который у меня есть, я не страдаю от смещения фокуса!

Теперь я должен просто уточнить это утверждение сказав, что я конечно страдаю от смещения фокуса на моих фотографиях. В конце концов это факт, и он происходит, я проверил это, и вижу, что объектив это делает. Но, что гораздо важнее, в результатах, которые я получаю, я не чувствую негативного влияния указанного сдвига фокуса. На самом деле и более того, я не могу легко обнаружить его появление на моих фотографиях, и на самом деле это даже без попытки компенсировать этот сдвиг.

Я уверен, что будет много людей, читающих это и думая, что я должен быть сумасшедшим. Многие люди, которые пробовали этот объектив видели сдвиг фокуса при его использовании. Но это моя точка зрения, я видел это, я знаю, что это происходит, я проверил это и увидел это своими глазами. Но когда я фотографирую, я не тестирую его, я просто снимаю с ним, и когда снимаю с ним, я не замечаю этот сдвиг. Это, конечно, может быть связано с тем, что я снимаю на пленку, а не на цифровую камеру, которая была бы более чувствительной или, по крайней мере, менее прощающей, чем пленка. Или, может быть, я лично более снисходителен, потому что мои требования к “резкости” не так высоки, как у некоторых людей. Или это может быть связано с тем, как я использую объектив (тема, к которой я приду позже), но в любом случае я не нахожу с этим проблем.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar

Так что же все это значит?

Короче говоря, если вы ищете техническое совершенство, этот объектив может быть не идеальным для вас. Если, например, ваша фотография каким-то образом требует точной фокусировки на близких расстояниях с широкими диафрагмами, и все же по какой-то причине, вы все еще предпочитаете использовать дальномер, вы можете получить проблему с 50mm C Sonnar.

Но если вы, как и я, просто хотите делать хорошие фотографии скорее всего, сдвиг фокуса на 50mm C Sonnar не будет вас слишком беспокоить. Не говоря уже о том, что если вы все еще обеспокоены, меры, которые большинство людей предлагают, чтобы избежать последствий смещения фокуса, просто сводятся к небольшому базовому пониманию, с одной стороны, и реалистичности ваших ожиданий, с другой.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar Portra 400

Жизнь со сдвигом фокуса – задняя фокусировка

Как я уже сказал, когда я снимаю, я на самом деле не думаю о решении проблемы сдвига фокуса, но если вы обеспокоены, есть способы приблизиться к съемке с этим объективом, которые уменьшат или даже полностью исключат возможность смещения. Первое решение касается проблемы сдвига фокуса назад при меньших диафрагмах и просто включает в себя немного базового понимания того, как работает глубина резкости. Я думаю, что общеизвестно, что то, что находится в фокусе, выходит за пределы точки фокусировки, чем за ней. Поскольку сдвиг фокусировки назад на 50mm C Sonnar начинается от f/2.8, расширение фокуса перед точкой фокусировки меньше. Таким образом, нет никакого трюка для работы со сдвигом фокуса назад, теоретически все, что вам нужно сделать, это просто сфокусироваться немного впереди, в плоскости того, что вы хотите видеть в фокусе.

Что помогает лично мне, так это то, что я думаю, вероятно, всегда получал чрезмерную компенсацию в этом отношении, поэтому я могу с уверенностью сказать, что я вообще не изменил своих привычек съемки и все фото в порядке.

Жизнь со сдвигом фокуса – передняя фокусировка

Имея дело с потенциальным сдвигом фокусировки вперед при более широких диафрагмах, возникает немного более реалистичное ожидание. Фокусировка на 0,9 м при f/1,5 затруднена даже с объективом, который не смещает фокус. Глубина резкости будет всего лишь несколько сантиметров, просто слегка покачиваясь назад или вперед, может оказать такое же большое влияние, как и смещение фокуса, вызванное этим объективом. И это только с учетом вашего движения. Если ваш объект тоже движется, на таких диафрагмах и расстояниях, удача — такая же часть уравнения, как и все остальное. Следующий снимок — пример того, где я думал, что попробую снимать на f/1.5, и просто пропустил точку фокусировки.

Если вы беспокоитесь об этом, вы должны спросить себя, как часто вам действительно нужно снимать на f/1.5, и каковы ваши причины для этого? Если ваша цель — снимать при как можно более низкой освещенности, то все риски и обычные опасения по поводу съемки при низкой освещенности применяются в любом случае. Фокус так же легко пропустить из-за недостаточного освещения, не говоря уже о том, что более высокие ISO и более широкие диафрагмы приносят свои собственные смягчающие эффекты.

Таким образом, при съемке портрета на широко открытой диафрагме, на расстоянии 0,9 м при слабом освещении с высоким ИСО, насколько этот незначительный сдвиг фокуса на самом деле будет еще больше умалять шансы получить идеально резкую фотографию?

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M3 and Portra 400

Принятие несовершенства – положительная сторона небольшого смещения фокуса

Конечно, если ваша цель заключается в том, чтобы получить фотографию с помощью небольшой глубины резкости, и учитывая еще несколько фактов – вы можете быть более готовы, простить 50mm C Sonnar его недостатки сдвига фокуса…

Причина, по которой 50mm C Sonnar “страдает” смещением фокуса, заключается в недостатке его старой схемы ‘Sonnar’. Именно этот недостаток вызывает сферические аберрации, и именно сферические аберрации вызывают сдвиг фокуса. Но сферические аберрации также виновны в том, что они довольно сильно влияют на боке. Подводя итог о таком объективе, как 50mm C Sonnar, где недостаточная коррекция сферических аберраций приводит к смещению фокуса, это также положительно влияет на боке, на фоне изображений не в фокусе, сделанных с его помощью. То есть там, где это оптическое несовершенство делает невозможным технически точную фокусировку, оно также приносит положительные моменты с точки зрения боке и размытости фона.

Боке

Большая часть репутации положительных черт характера этого объектива, похоже вращается вокруг него, из-за имеющегося хорошего боке. Таким образом боке, является логичным местом для начала разговора, когда речь идет о характере 50mm C Sonnar. Тем не менее, я настаиваю на том, что момент с боке далек от полной истории с точки зрения характера этого объектива.

Что я думаю, особенно интересно в этом объективе, и разговор о боке начинается с того, что о нем почти повсеместно говорят как о прекрасном сливочном боке, и все же, несмотря на это, есть некоторые люди, которые сообщают о плохом или шипучем, отвлекающем боке. Для этого, конечно, есть веская причина. Объектив довольно легко создает довольно красивое, гладкое, кремовое боке, но как и большинство объективов, он также способен выдать отвлекающее боке при определенных обстоятельствах.

Проблема для 50mm C Sonnar заключается в том, что это худшее из конкретных обстоятельств, но которые конкретный тип фотографа навешивает на него как часть процесса оценки. Принимая во внимание, что если вы просто используете его нормально и реалистично, вы вряд ли когда–либо увидите какой-либо отрицательный момент — я вернусь к этому позже.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5

Стиль малой глубины резкости

Небольшая глубина резкости стала своего рода техникой в себе. Есть много фотографов, которые любят создавать узкую глубину резкости на своих фотографиях, которая находится вне необходимости снимать с такими широкими диафрагмами. Некоторые фотографы любят использовать более широкие диафрагмы для создания чувства отделения фона, даже за пределами портретной фотографии, где этот стиль, более традиционен. У меня нет проблем с этим как с творческой методологией, но, к сожалению то, что иногда приходит с этим типом фотографии – так это тип фотографа, который одержим боке до почти нездоровой степени. Эта одержимость порождает то, что я называю “бокефилия”. Именно здесь внимание фотографа смещается с того, что должно быть в фокусе, на то, что не в фокусе — на то самое, что должно быть проигнорировано. В свою очередь, это приводит к ненужной переоценке способности объективов отделять объект от фона и плавно выводить элементы из фокуса.

Я упоминаю об этом здесь, поскольку мне кажется, что поскольку этот объектив имеет репутацию отличного боке, он по-видимому подвергается еще большему изучению со стороны бокефилов. Этот бокефил, берет этот объектив, устанавливает его на f/1.5 и фотографирует людей в лесу с пятнистым, солнечным светом на заднем плане, ожидая, что боке будет идеально гладким. Конечно, результат не тот на, что надеется бокефил, и он получает шипучий и запутанный фон на некоторых своих фотографиях.

Это реальность почти любого 50-миллиметрового объектива. Большинство 50-миллиметровых объективов страдают от некоторой деградации при визуализации объектов не в фокусе. В любом случае, я хочу сказать, что недальновидно утверждать, что какой-то объектив имеет универсально “хорошее” или “плохое” боке, гораздо важнее быть конкретным и давать контекст комментариям по этому вопросу.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M3 and Portra 400

Конкретные комментарии к боке 50mm C Sonnar

Говоря конкретно о 50mm C Sonnar, я бы сказал, что он действительно имеет небольшую склонность к путанице в боке при съемке на широко открытой диафрагме, объектов традиционно известных, как вызывающих плохое боке – например, пятнистый свет через деревья. Конечно, реальность такова, что даже при f/1.5 боке прекрасно в большинстве нормальных обстоятельств, объектив нужно спровоцировать, чтобы получить это “плохое” боке, о котором они иногда упоминают.

В подавляющем большинстве случаев 50mm C Sonnar замечательно, плавно выводит изображение из фокуса. Но если вы сомневаетесь, либо не наводите на предметы, которые вызывают “плохое” боке, либо просто прикройте до f/2, где вы можете ожидать гораздо более плавного рендеринга вне фокуса практически при любых обстоятельствах

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm Sonnar

Разделение объектов

То, как объектив отделяет объект от фона, связано не только с характером боке. При самых широких диафрагмах полоса фокусировки, довольно тонкая, но более того – я подозреваю, что благодаря вышеупомянутой коррекции сферических аберраций – то, что находится в фокусе, кажется, довольно быстро тает и выходит из фокуса. Теперь можно сказать, что фокусировка этого объектива немного сложнее, на самом деле это и есть больший фактор в том, что делает фокусировку сложнее, чем сдвиг фокуса. Но то, что довольно хорошо помогает – так это чувство отделения объекта от фона. Даже там, где объект находится довольно близко к фону, видимость отделения от него остается большой. Даже если объектив несколько прикрыт. Это положительное разделение предметов является одним из важных факторов, который часто называют 3D вид – к чему я вернусь позже.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A and 50mm 1.5 Sonnar
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar

Резкость

Чтобы прокомментировать резкость, важно, по крайней мере, иметь фотографию в фокусе. Как упоминалось выше, сдвиг фокуса и быстрый переход от резкости к “не в фокусе”, возможно, могут вызвать проблемы с резкостью при более широких диафрагмах. Но когда попадаешь в резкость – даже на более широких диафрагмах – на мой взгляд, она более чем удовлетворительна для того, что я снимаю.

Что важно помнить о 50mm C Sonnar, так это то, как отображается резкость. Сами Zeiss называют его: объектив с “округлой резкостью”. Это означает, что изображения по-прежнему четкие, но вместо того, чтобы отображать сверхвысокие уровни детализации с помощью высокого разрешения, структура деталей отображается с хорошим уровнем контрастности. Особенно это заметно на широко открытых диафрагмах.

Возьмите портрет Эмили, нашей ученицы на работе. Снимок на f/2, если посмотреть внимательно, то можно обнаружить, что разрешение невысокое. Более мелкие детали, отображаются не предельно резко. Но в целом, высокая контрастность придает изображению более чем удовлетворительно воспринимаемую резкость.

Затем возьмите фотографию Джеймса (34), которого не столь юношеское лицо как у Эмили (18), и вы можете увидеть текстуру его кожи. Текстура определяется контрастом стекла, но благодаря немного более низким уровням разрешения, текстура не кажется резкой или чрезмерно отображаемой нелестным образом для человека. Или, как выразился Цейсс, резкость “закруглена”.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, Sonnar and portra 400
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, Sonnar and portra 400

Выделенная резкость

Я никогда не видел фотографии, сделанной на любой диафрагме с 50mm C Sonnar, где я видел, что детали слишком сильно проработаны. Но прикрыв диафрагму, кажется, получаем немного больше разрешающей способности. Я бы все равно не классифицировал его как то, что люди любят называть “бритвенно” резким. “Более, чем адекватно резкий”, вероятно, лучшее объективное описание, которое я могу дать, по крайней мере, в контексте моих потребностей.

В целом, я, безусловно, понимаю, почему отдел маркетинга Zeiss придумал слово “округленная”, чтобы описать резкость 50mm C Sonnar. Если бы я сидел за столом, когда они решили придумать это слово, я бы, вероятно, произнес слово “органический” — хотя я думаю, что это, вероятно, будет недостаточно технически. Для меня не кажется, что этот объектив разрешает матрицу, как некоторые из 50–миллиметровых объективов, которые я использовал в последнее время, особенно некоторые из современных объективов для цифровой камеры. Но, как я уже сказал, там, где ему не хватает разрешения, он компенсирует это ощущением контраста, что означает, что субъективно говоря изображения не кажутся мягкими, а вместо этого показывают себя резкими, и переданы даже более реалистичным способом, возможно, даже таким образом, что предметы кажутся трехмерными.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm Sonnar
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5

3D вид

Эта концепция 3D, является одним из тех минных полей, которые заставляют всевозможные умные задницы добавлять чрезмерно сложные спекуляции к тому, что создает изображение, которое имеет неоспоримый 3D-вид его рендеринга. Конечно, 3D вид — это просто выдуманная вещь, для нее нет никакой меры, она полностью субъективна, и иногда она так же сильно зависит от света и тени внутри изображения, как и все остальное.

Тем не менее, в зависимости от того, как вы это определяете, обычно существуют две ключевые характеристики объектива, которые считаются ответственными за создание фотографии с видом 3D. Плавное боке и быстрый переход от фокуса к не в фокусе — это одно, и, как упоминалось ранее, контрастность объектива — другое.

Возьмите портреты Джеймса и Эмили выше. Макроэффект более высокой контрастности объектива — это неоспоримая четкость изображения, которая помогает объекту “всплывать”. Объедините это с отличным отделением фона, и у вас будет изображение, которое будет выглядеть как 3D. Конечно, в случае этих изображений свет и тень определенно помогли показать трехмерную природу моих объектов – что, я полагаю, подчеркивает тот факт, что “3D вид” иногда происходит от света и тени. Вот еще несколько примеров

Что интересно в 3D виде, так это то, как я подозреваю, что некоторые люди будут спорить о том, какой основной фактор его создания при съемке портретов, которые я использовал в качестве примеров. Некоторые могут сказать, что это контраст, некоторые — отделение от фона, а некоторые могут предположить, что это всего лишь свет. Но так или иначе, принимая во внимание многие изображения в этом посте, трудно игнорировать тот факт, что 50mm C Sonnar очень хорошо преуспевает в создании объемного и естественного вида.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, Sonnar and portra 400
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h

Блики и свет

Как и большинство объективов, 50mm C Sonnar реагирует, когда он направлен на солнце или яркие источники света. Мои личные проблемы в этой области обычно связаны с засветами или более конкретно, с типом засветок, известными как ореолы. Некоторым людям это нравится, или, по крайней мере, они не считают это проблемой. К сожалению, он не идеален для таких людей, как я, которые обычно направляют камеру на солнце и не любят, когда эти засветы слишком навязчивы. К счастью с 50mm C Sonnar, как я ни старался, я не смог добиться подобных засветов. На самом деле несмотря на то, что я довольно регулярно снимаю против солнца с тех пор, как у меня появился этот объектив, я до сих пор не видел сильных засветов. Очень впечатляющий результат, я думаю. Этот следующий снимок с солнцем, только что вышедшим из кадра, возможно, наиболее нежелательная вспышка, которую я смог получить.

Но там, где не может быть засветов, все еще существует отчетливая и идентифицируемая реакция на яркие источники света. Наиболее заметно при более широких диафрагмах сильное свечение, которое исходит от ярких огней и локально снижает контраст.

Если бы это был более старый и менее хорошо просветленный объектив, я подозреваю, что вы бы увидели завесу бликов по всему изображению, но благодаря покрытиям стекол эффект ограничен локализованным свечением. Эффект немного уменьшается, останавливаясь там, где свечение снижается, и из него выходят звезды, которые совпадают по количеству с количеством лепестков диафрагмы.

Для меня все это добавляет совсем немного к характеру фотографий, характеру, который очень заметен на фотографии ниже. Благодаря тому, как объектив реагирует на свет, изображение местами светится и выглядит почти эфемерным.

Что интересно для меня, так это то, что хотя приведенная выше фотография действительно демонстрирует этот эфемерный вид, на самом деле, как только вы увидели, как 50mm C Sonnar реагирует на свет, вы начинаете распознавать этот эффект на многих других фотографиях. То, как весь свет отображается этим объективом – или, по крайней мере, весь более контрастный свет – создает впечатление, что у него есть свечение. Отсутствие ореолов в сочетании с этим свечением добавляет много к характеру 50mm Sonnar, который я до сих пор описывал.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A and 50mm 1.5 Sonnar
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm Sonnar, HP5 pushed 2 stops
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm Sonnar, HP5 pushed 2 stops
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar

Так есть ли вообще отрицательные моменты?

Я уверен, что для любого, кто читает эти строки, или кто не любит 50mm C Sonnar или предпочитает иметь совершенные объективы в своей сумке, многое из того, что я сказал до сих пор, должно звучать как положительная информация или по крайней мере, как вид через розовые очки. И конечно это так, на самом деле использование этого объектива немного похоже на съемку с розовыми очками. Но на самом деле, мои комментарии только положительные, потому что я чувствую себя удовлетворенным в большой части фотографий, которые я сделал. Однако я хочу отметить, что как бы мне он не нравился, я не слеп к его недостаткам, и самым большим из которых я до сих пор был свидетелем, это его иногда видимые проблемы с цветовыми аберрациями.

Цветовые аберрации

Снимая 50mm C Sonnar, я заметил как продольные, так и боковые хроматические аберрации. Первые вы можете увидеть на соломе в этом кадре.

И последний в листьях слева вверху этого снимка.

Проблема продольных аберраций, довольно резко уменьшается при закрытии. Первая фотография была сделана на f/1.5, если бы я снял ее на f/2, то этой проблемы не было бы. Самая большая проблема для меня в этих цветовых аберрациях заключается не в том, как они влияют на меня, а в том, как они могут влиять, если кто-то будет снимать на этот объектив с помощью цифровой камеры. Эффекты цветовых аберраций, как правило, гораздо менее заметны на пленке, что связано с физической глубиной пленочной эмульсии. К счастью для меня, я не снимаю много на цифру и не планирую использовать этот объектив, когда мне нужна цифровая фотография. Не говоря уже о том, что я не снимаю на этот объектив с широко открытой диафрагмой. Будьте осторожны, если вы цифровой фотограф или у вас есть склонность к съемке на широко открытой диафрагме, вы можете обнаружить некоторые цветовые аберрации на ваших фотографиях.

 

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Zeiss Ikon and 50mm Sonnar

Реальная съемка

Прежде чем я закончу свои мысли о 50mm C Sonnar, я просто хочу немного поговорить о прагматичном подходе к съемке с ним. Люди часто говорят о необходимости быть осторожными с этим объективом, чтобы избежать его недостатков. Для меня реальность — это не столько забота, сколько реалистичная съемка с реалистичными ожиданиями. Для меня “забота” подразумевает, что недостатков этого объектива на техническом уровне следует избегать. Реалистичность и понимание объектива — это просто правильное его использование и понимание того, каково будет влияние его использования в различных обстоятельствах.

Например, если вы хотите испытать удачу и снимаете на f/1.5 в дневное время, в лесу, с пятнистым светом на заднем плане, вы можете оказаться с немного отвлекающим боке. Но вместо того, чтобы снимать на f/1.5, вы просто немного прикроетесь на f/2, и эта проблема почти исчезнет. Возможно, вы захотите сказать, что вам нужна сверхмалая глубина резкости для вашего портрета? Ну, на мой взгляд, конечная цель сверхмалой глубины резкости, сама по себе довольно не особо важная – и, возможно, не подходит при взгляде на фокусное расстояние 50 мм. Благодаря крутому переходу к расфокусу, склонности создавать ощущение 3D-вида и тому, как он обрабатывает свет и блики, 50mm C Sonnar имеет множество других черт характера, которые в совокупности заменяют необходимость снимать на широко открытых диафрагмах для создания эстетически привлекательного портрета.

На самом деле, я считаю, что очень мало необходимости снимать на f/1.5 с этим объективом вне условий низкой освещенности, и это именно то, что я имею в виду, работая с ним и ожидая от него реалистичного и соответствующего отклика. Принимая его реалистичные изображения, и те бонусы, которые он дает, понимаешь, что их намного больше, чем общая сумма жертв, которые могут приписать к его объективным недостаткам. Да, вы могли бы купить Leica Summilux или Voigtlander Nokton, любой из которых мог бы обеспечить более объективно “качественный” результат, если бы вы снимали на широко открытых диафрагмах весь день, но будет ли любой объектив также давать характер 50mm C Sonnar …?

Конечно, когда возникает ситуация с низким освещением у 50mm C Sonnar все еще есть эта дополнительная возможность, собирающая энергию света. И хотя снимать на f/1.5 может быть немного сложнее, это отнюдь не невозможно. На самом деле, как уже упоминалось, у меня действительно не было таких проблем. И поскольку съемка при слабом освещении с любым объективом сопряжена со многими трудностями, дополнительные “проблемы”, которые показывает Sonnar, совсем не непреодолимы. Не говоря уже о том, что объектив приносит свои положительные черты.

Так как у меня есть 50mm C Sonnar, я очень редко снимаю таким образом, который подтолкнул бы его к неудаче. По крайней мере, не так часто, как вы могли бы ожидать, если бы вы прочитали некоторые другие отзывы про этот объектив в Интернете. Возможно, мне повезло, что я привык снимать с моим Summicron – объективом f/2 – и я не суетился о съемке на f/1.5, если это не требуется. Мне потребовалось немного времени, чтобы понять это, но на самом деле я думаю, что это мог быть мой подход к “обычной” съемке с этим объективом, который помог мне получить такой положительный результат. Короче говоря, я купил его не для того, чтобы снимать на открытых диафрагмах при каждой возможности.

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Portra 400, Leica M-A and Sonnar 50mm 1.5
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M5 & 50mm 1.5 Sonnar
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm Sonnar, HP5 pushed 2 stops

Мой вывод (можно пропустить до конца)

Некоторые видят этот объектив как вызов для фотосъемки, это если хотите действительно является вызовом, если вы делаете нереальный вызов. Если вы хотите потыкать зверя палкой, снимая все на 1.5, то вы обнаружите, что зверь может укусить, а из-за узкой глубины резкости вы можете промахиваться при фокусировке.

Также вы, можете время от времени находить слегка отвлекающее боке и, возможно, некоторые хроматические аберрации. Но если вы относитесь к объективу с реалистичными ожиданиями и просто прикрываете диафрагму, когда полностью открытая диафрагма на самом деле не нужна, эти проблемы становятся полностью несуществующими.

Что важно понять с этим объективом, так это то, что он не является совершенным и, следовательно, не даст клинических результатов. На самом деле, если вы тщательно протестируете 50mm C Sonnar, вы, скорее всего, подумаете о неудаче или, по крайней мере, что объектив не совершенен, что и может помешать вам снимать с его помощью. Те, кто ищет слишком внимательно недостатки, найдут недостатки, но в процессе этого могут не увидеть общую картину – как в переносном, так и в буквальном смысле!

Эта образная картина – картина, которую я чувствую, иногда теряется – она заключается в том, что на самом деле требования, которые так часто предъявляются к объективу в поисках совершенства, далеки от предпосылок отличной фотографии. Когда буквальная картина – фотография, сделанная с помощью 50–миллиметрового C Sonnar, — рассматривается в целом, объективные недостатки этого объектива, на мой взгляд, полностью сводятся на нет более широкими чертами характера, которые просвечивают сквозь него.

Чувство реализма, создаваемое трехмерным ощущением, которое этот объектив показывает, в сочетании с тем, как обрабатывается свет, создает изображения, которые каким-то образом чувствуют меня, как будто они содержат жизнь, которую они захватили. Это может показаться немного хиппи-диппи или откровенно субъективной ерундой, но когда я смотрю на фотографии, которые я делаю с этим объективом, действительно кажется, что есть что-то за пределами того, что я пытался объективно объяснить на протяжении всего этого извилистого обзора.

Я полагаю, что на самом деле это просто случай субъективного общего чувства, большего, чем сумма частей, но когда различные черты характера, которые я описал, каким-то образом объединяются, чтобы поймать ощущение атмосферы, что-то органическое, что-то совершенно неклиническое, что и указывает на очевидную дозу характера.

По иронии судьбы, конечно, несмотря на мою глубокую любовь к 50mm C Sonnar, я не буду настолько смелым, чтобы рекомендовать его всем и каждому. Некоторые люди хотят больше клинического рендеринга, и на самом деле я не могу привести убедительных аргументов против этого. Для меня 50mm C Sonnar просто открывает широкую дверь к пониманию того, что я должен больше слушать творческую сторону своего мозга и максимально игнорировать другую сторону, когда дело доходит до фотографии. Короче говоря, технически идеальный, клинический рендеринг — это не то, что лично я ищу на своих фотографиях. На самом деле то, что вы видели в моих результатах на протяжении всего этого поста, — это именно то, что я ищу в рендеринге объектива, настолько, что я едва касался других объективов с тех пор, как купил его. Мой 50mm Summicron вообще не использовался, я одолжил его кому-то, ни разу не использовал и теперь намерен продать.

Короче говоря, Zeiss ZM 50mm C Sonnar — это не только хранитель души для меня, но и полная остановка в поиске объектива. Впервые за многие годы я чувствую себя полностью удовлетворенным и полностью свободным от выбора оборудования!

Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h
Сканер для фотопленки - scanfilm.ru
Leica M-A, 50mm ZM Sonnar, Fuji 400h